110

вернуться

Рабинович Елена Георгиевна
Мифотворчество классической древности: Hymni Homerici. Мифологические очерки

 

К АРЕЮ гимн, орфический.

VIII. К АРЕЮ

Этот гимн так отличается от прочих, что Рункен и некоторые издатели (в частности, Германн), относили его к орфическим - особенно из-за характерной для орфических гимнов аккумуляции эпитетов. Аллен возражает предшественникам, указывая на отсутствие в гимне характерной орфической лексики, но орфическое влияние считает несомненным и он. Учитывая также астрологическую специфику текста, обращенного не в меньшей степени к планете Марс, чем к сыну Зевса и Геры, можно утверждать, что автор жил никак не ранее III века до н.э., а скорее позже, вплоть до V века н. э., когда похожие гимны сочинялись знаменитым неоплатоником Проклом.

В 1970 году Вест убедительно показал, что гимн потому и похож на гимны Прокла, что сочинен Проклом (West M. L. The Eighth Homeric Hymn and Proclus // Classical Quarterly, 1970, vol. 20. P. 300-304) - и в настоящее время это мнение является общепринятым. Возникает, однако, естественный вопрос, как же столь поздний текст попал в корпус. Аллен предполага ет, что тут нет ничего особенного: все имеющиеся манускрип ты гораздо новее даже и V века н. э., и если там вообще не было гимна к Арею, переписчик мог добавить тот, который знал. Так как корпус в процессе переписывания несомненно пополнялся, о чем свидетельствуют еще несколько поздних (хотя наверное не до такой степени) гимнов, эта гипотеза кажется удовлетво рительной - особенно если учесть, что гимны Прокла содержались в тех же рукописных корпусах, что и Hymni Homerici, о чем напоминает в своем издании Вест. Высказанная в 1987 году гипотеза Томаса Гельцера (Gelzer), что гимн сочинен другим (более ранним) неоплатоником, часто Порфирием, будучи сама по себе корректна, имеет гораздо меньше подтверждений.
Культ Арея в греческих городах поначалу был распространен мало и не имел большого значения, которое приобрел лишь в римское время, так как отождествленный с Ареем Марс был отцом Ромула и одним из важнейших богов римского пантеона. Зато в эпосе - например, в "Илиаде" - Арей упоминается и фигурирует часто, хотя почти всегда изображается буйным и жестоким.

Если различать войну как средство достижения политических целей, войну как искусство и войну как резню, Арей несомненно был прежде всего богом резни - того самого воинского безумия, которое уже в эпические времена не было непременным условием победы и не внушало особенного уважения, так что, скажем, к осквернению Ахиллесом тела Гектора Гомер относится с пониманием, но без симпатии. В "Илиаде" (VIII. 888-898) Арея не любит даже его родной отец, Зевс, а уж со справедливос тью Арей не ассоциируется в греческом эпосе никогда - в отличие от Марса, покровительствующего, помимо прочего, праведному мщению. Автор гимна при всем своем культурном и религиозном консерватизме жил в мире, который давно был римским и где кровожадный Арей Гомера давно был облагорожен честностью римского Марса.














10
О многомощный Арей, златошлемный, тяжелоколесный,
щитоноситель, храбрец, градодержец меднооружный,
сильный десницею, скорый копьем, охранитель Олимпа,
ратной Победы родитель, радетель Истины правой,
лютый врагов утеснитель, бойцов доброчестных водитель,
мужеcтва скиптродержатель, по горнему кругу стремящий
ясный светоч в седмице планет - там третьей тропою
вечно тебя кружит упряжка твоя огневая, -
внемли же, смертных блюститель, младых удальцов попечитель!

Нам воссияй с высоты! лучистого пламенем света
нас укрепи, взбодри, взъяри! Да стану я силен
из головы моей изгнать зловредную трусость,
в сердце смирить разуменьем лукавые похоти духа,
ратным гневом воспрянуть и с битвенным пылким задором
ринуться в сечу, забывши страх! Отваги, блаженный,
мне ниспошли, но к сему - неколеблемой святости мира
от ненавистных подальше войн и от Кер торопливых!
ISBN 978-5-89059-124-1
Издательство Ивана Лимбаха, 2007

Редактор И. Г. Кравцова
Корректор П. В. Матвеев
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов

Переплет, 472 стр.
УДК 82.01 ББК 84(0)3+83.3(0)3 Р12
Формат 60x841/16 (150х205 мм)
Тираж 1500 экз.

Книгу можно приобрести