110
Рабинович Елена Георгиевна
Мифотворчество классической древности: Hymni Homerici. Мифологические очерки
К АФРОДИТЕ гимн.
VI. К АФРОДИТЕ
Этот гимн является проэмием в собственном смысле слова, так как предваряет выступление на состязании: автор просит у богини помощи в "ристании" (ст. 19-20). Некоторые ранние комментаторы предполагают, что гимн сложен на Кипре; Аллен возражает, что ничего специфически кипрского в тексте нет, а рождение Афродиты на Кипре - общее место; Вест в своем издании вновь возвращается к кипрской версии, подкрепляя ее гипотезой, что автор участвовал в описанном у Страбона празднике Афродиты в Старом Пафосе (Strab. XIV. 6. 3). Время создания гимна с точностью не определяется: по языку и стилю он несомненно не относится ни к числу ранних (как II или III), ни к числу поздних (как XIX, не говоря уж о VIII), однако между этими крайностями несколько веков, и проэмий может быть датирован любым из них, а проще говоря, не может быть датирован.
В греческом предании имеется два мифа о рождении Афродиты: в одном, "гомеровском", она родилась от Зевса и морской богини Дионы (Il. V. 370), в другом, "гесиодовс ком",- от морской пены и взбившего ее детородного органа оскопленного Урана (Theog. 189-306). Космологически эти версии тождественны, но на уровне философской рефлексии они послужили поводом для существующего по сей день различения любви "небесной" и "земной" (см. "Две Афродиты"), а в мифологии сосуществовали мирно, так что не из всякого текста легко заключить, которую из генеалогических версий предпочитает автор - так и в этом гимне, где в описании рождения богини о ее родителях нет ни слова. Теоретически допустимо предположить, что, так как "бессмертными" здесь несомненно названы Олимпийские боги и так как Афродита родилась позже некоторых из них, она должна быть дочерью Зевса, но в мифологии подобные предположения неосновательны: как эпический Гермес титулуется Аргоубивцем не после убийства Аргуса, а от рождения, так и в эпическом космосе дом Олимпийских богов есть величина постоянная.
А так как автор явно не пытался включить свое краткое сочинение в широкий космологический контекст, Афродита у него просто родится из морской пены - и этого довольно; подробнее см. "Две Афродиты".
10 20 |
Песнь заведу и спою о прекрасной златовенчанной Афродите, коей в удел достались твердыни Кипра морского - туда ее, всю в пене соленой, ласково влажный принес порыв Зефира по волнам шумнобурливого моря. В златых кокошниках Оры дивным убором ее нарядили, приветливо встретив: на амвросийные кудри венец золотой возложили тонко сработанный, в мочки ушей проколотых вдели медночервоные с зернью златой драгоценные серьги, нежную выю и белые перси обвили рядами тех ожерелий златых, какими себя наряжают сами, когда идут в златых кокошниках к дому отчему, дабы водить хоровод веселый с богами. Сей возложив на нее убор, привели ее Оры прямо к бессмертным, а те, приветливо жалуя гостью, рукопожатья ей расточали, и все без изъятья в дом свой ее ввести законной желали супругой, лику и стати дивясь Кифереи фиалковенчанной. Радуйся, о милоокая, нежная! дай мне победу в сем ристаньи стяжать, исполни прелестью песню! - я же, тебя помянув, припомню песню другую. |
Издательство Ивана Лимбаха, 2007
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор П. В. Матвеев
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов
Переплет, 472 стр.
УДК 82.01 ББК 84(0)3+83.3(0)3 Р12
Формат 60x841/16 (150х205 мм)
Тираж 1500 экз.
Книгу можно приобрести