177

вернуться

Тённесманн Андреас
Монополия: Игра, город и фортуна

 
Константин Мильчин

История «Монополии», самой известной в мире настольной игры, и ее социокультурный анализ. «Особое место, которое “Монополия” занимает в истории культуры, связано с оправданием надежд на счастье. Ведь в “Монополии” соединилось то, что уже существовало в тесном соседстве — практика и идеал, — но до сих пор не складывалось вместе: идеальный город в виде игры. Поэтому в “Монополии” встречаются сразу несколько концепций счастья, и вместе они создают неповторимое целое».

©rusrep.ru

Лев Данилкин. Журнал "Афиша"

Лев Данилкин


Жанр «история вещей» дает сейчас едва ли не больше бестселлеров,  чем детективы и фантастика;  и если есть истории «Кока-колы», велосипеда и полосатых тканей, то почему не быть истории «Монополии» - раз уж за последние 76 лет было раскуплено 200 миллионов экземпляров этой игры;  неинтересно разве узнать, во что на самом деле мы играем? Теннесманн, немецкий профессор, специализирующийся на истории искусства и архитектуры, объясняет, что созданная Чарльзом Дэрроу «Монополия» - нечто большее, чем «просто игра» (в которую сыграли полмиллиарда человек и которая была строго запрещена в соцстранах).  Это ни что иное, как работающая модель идеального капитализма, где никогда не появится предсказанный Марксом «призрак коммунизма». Модель – и реализованный образ утопического -   в духе Томаса Мора, Кампанеллы, Жюля Верна и Фрэнка Ллойда Райта – города. В чем секрет популярности «Монополии»? Детям нравится, что игра предоставляет им возможность забыть о правилах воспитания – и  сулит неограниченное обогащение; взрослым – что они попадают в мир «дикого капитализма», ничем не ограниченной свободной конкуренции. Грубо говоря, садясь за стол с бледно-зеленым квадратом доски и пестрыми «улицами» по краям, мы  оказываемся в «Америке» - такой, какой она представлялась иммигрантам в начале ХХ века: понятное, прозрачное, выстроенное по известному геометрическому контуру общество, где личный успех зависит исключительно от удачи, расчетливости и моральной неразборчивости. По сути, «Монополия» - возможно, лучшая за всю историю человечества  стратегическая игра -  а, во-первых, «стратегические игры превращают игрока в генерала и исполняют тем самым его тайные желания», и, во-вторых, учат  ориентироваться в реальном мире   –  где  периоды удач непредсказуемо чередуются с кризисами. «Заплатите налог на недвижимость»/ «Вы получили наследство»/«Отправляйтесь в тюрьму»/«Банк ошибся в вашу пользу» - мы ведь и в самом деле всю жизнь ходим по этому кругу. 

©Журнал "Афиша"

Татьяна Маркина. Коммерсантъ

Татьяна Маркина

Книга немецкого искусствоведа Андреаса Теннесмана — подробный рассказ о самой популярной в мире настольной игре (если не считать шахматы с шашками). Здесь — повествование о предшественниках "Монополии", об истории ее создания изобретательным филадельфийским водопроводчиком Чарльзом Дэрроу, о связи концепции "Монополии" с веяниями американской политики времен Великой депрессии, о распространении игры по всему свету и странной ее судьбе в разных странах. Есть истории вполне удивительные — вроде самодельной "Монополии", сделанной узниками Терезиенштадта и воспроизводящей устройство лагеря, или появившейся в ГДР в 1970-е идеологической альтернативы — игры "Классовая борьба". Теннесман ставит "Монополию" в контекст экономики, искусства, философии игры и города.

©Коммерсантъ

IISBN 978-5-89059-192-0
Издательство Ивана Лимбаха, 2013

А. В. Бояркина, перевод, 2013
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка Н. Ю. Травкин
Н. А. Теплов, дизайн обложки, 2013
Издательство Ивана Лимбаха, 2013
Обложка, стр. 216, илл.