Андрей Борисовский
История вещей - это история человеческих жизней. "Что может рассказать о тебе твоя зубная щетка?" Популярный тест на развлекательном сайте. У меня их 4 и я ума не приложу откуда взялись 3 лишние. Но не выбрасываю, хоть и смотрю на них с подозрением. Помню рыдания подруги над зубной щетки любимого, которую пришлось выбрасывать, тут-то она и поняла - конец. Щетка теперь одна и она одна. Моя зубная щетка в крошках и чуть лысовата, как и я. Помнит поезда, влажный пакет, куда я ее заворачивал, несколько гостевых стаканов и судя по тому, что застряло в ворсинках - сезон спелой клубники. Если уж по зубной щетке я, не приглядываясь, могу восстановить последние 3 месяца своей жизни, а кто-то приглядываясь заметить то, что я стремлюсь скрыть ("почему у тебя 4 зубных щетки?" - это был последний вопрос, услышанный мною от одной прелестно барышни, правда, ревнивой, даже чересчур...), то что может рассказать искусствовед, глядя на незамысловатую доску для игры? С таким вопросом я обратился к книге Андреаса Теннесманна "Монополия". История, как человек - детектив. В данном случае культурологический детектив. Тысячи подробностей складываются в историю игры, на деле - в экономическую и социальную историю если не мира, то Америки и Европы. Жизнь создателя и его предшественников восстановлены с тщанием и деликатностью, Теннесманн не забывает даже разобрать известную фотографию Чарльза Дэрроу за игровой доской, и с улыбкой констатировать в конце: постановочная. В названиях улиц, меняющихся, в процессе путешествия игры по странам, прослеживаются особенности государств; путешествие по ХХ веку чреваты страшными переменами, и даже в войну, вопреки распространенному мнению- было до игр. Не хотелось бы спекулировать на теме геноцида, но трудно не упомянуть, о Монополии, смастеренной в Гетто, предположить, что игра не только отвлекала, но и спасала от страшной реальности, перенося ее на привычный квадрат. Игра - это уже не страшно. И при всех переменах места и времени Монополия сохраняла свою структуру, что и позволило ей оставаться популярной, даже сейчас, когда игр миллионы, и виртуальные персонажи на правах победителей смеются над незамысловатыми фишками и кубиками. Может быть, Андреас Теннесманн рассказывая о всех переменах, на самом деле говорит о том, что осталось неизменным, что позволяет игре существовать и быть узнаваемой, а значит - о чем-то сущностном, над чем не властны все сметающие и громящие времена и войны. Об идеальном городе...
Издательство Ивана Лимбаха, 2013
А. В. Бояркина, перевод, 2013
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка Н. Ю. Травкин
Н. А. Теплов, дизайн обложки, 2013
Издательство Ивана Лимбаха, 2013
Обложка, стр. 216, илл.