67

вернуться

Скалдин А. Д.
Стихи. Проза. Статьи. Материалы к биографии

 

Судьбе Скалдина не позавидуешь. Последнего русского символиста, восторженно принявшего революцию, травили и сажали, и снова травили и сажали. Но самое страшное, что огромное наследие этого незаурядного, самобытного и интереснейшего поэта и прозаика практически не сохранилось. Этого больше всего боялся Алексей Дмитриевич. Погибли восемь романов. Сохранился лишь один "Странствия и приключения Никодима старшего". 
Чрезвычайно любопытное произведение, в котором сочетается и мистика и авантюризм, невероятная фантасмагория и философская глубина, дерзкая попытка разорвать устоявшиеся литературные каноны и великолепная, безупречная игра стиля...
Уже с первых страниц Скалдин вводит читателя в восторг - ярко, тщательно и искусно описывая обстановку, убранство дворянского гнезда Ипатьевых. Писатель очень скрупулезно описывает мельчайшие детали, вырисовывает с любовью и большим художественным талантом каждую мелочь, завиток, крупинку. 
Так происходит вовлечение в мир Скалдина, где нет привычной логики, где нет последовательной цепочки событий, где предугадать как будет происходить развитие сюжета совершенно невозможно. Автор будет нагромождать идею за идеей, форму за формой, ни одну из которых так и не доведет до конца. То начнет с настоящей чертовщины - вдруг появятся чудовища, слепленные, сделанные на фабрике какого-то прислужника Сатаны, то появится бес невозможный, да нигде нибудь, а в монашеской келье, то возникнут призраки - настоящие демоны, и все это вспыхнет и не получит продолжения, не сойдется, не получит развития. Но при этом не останется ощущение недосказанности, поскольку читатель прозорливый и опытный поймет, что находится в мире Скалдина, причудливом и странном, похожим и на сон и на игру и на абсурд. И это задолго еще до ОБЭРИутов, и прочих экспериментаторов. 
Да, получается, что роман опередил свое время и не был оценен по достоинству. Наверное, в 1916 году не до этого было. Но тем не менее, важно, что "Странствия и приключения Никодима старшего " сегодня доступны современному читателю, не ленивому и пытливому. 
Я полагаю, что все же, Скалдин остается неизвестным широкому кругу читателей по какому-то недоразумению. Мне кажется, что наши современники по большей части чураются русской литературы, они ее боятся, считая ее банальной, избитой и мертвой. Но как же они заблуждаются! Ведь, для меня к примеру, роман Скалдина куда более важен, чем все творчество Лавкрафта, Майринка, По, какого-нибудь Эверса и прочих с одной стороны, а с другой - Ионеско, Беккета, может быть и Джойса... Потому что Скалдин все это вмещает, он брызжет, фонтанирует мириадами идей, его мысль горит и увлекает, живет и греет человека думающего, понимающего и желающего торжества справедливости.

ozon

ISBN 5-89059-047-2
Издательство Ивана Лимбаха, 2004

Сост., подг. текста, вступ. статья
и коммент.: Т.С. Царькова
Редактор Е.Д. Светозарова
Корректор О.Э. Карпеева
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Макет: В.Д. Бертельс

Переплет, 528 стр., ил.
УДК 882 ББК 84(2Рос=Рус)6 С42
Формат 70x1001/16 (248х178 мм)
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести