Инна Моисеева
Хитросплетение событий, многовременные рамки, действие в настоящем, которого нет, в прошлом, которое не помнится, и в мире, который слишком идеально и прагматично устроен, чтобы существовать. Все зыбко, но в то же время, все как-то схвачено словами. Это Перек.

Это W – именно такое название носит конгломерация деревушек, воспитывающая идеальных бойцов, этакая Спарта, помноженная на фашизм, все четко, все понятно, все предельно просто. Еще это детство, которого не было, но которое нужно вспомнить, по обрывкам, по домыслам, по смутным представлениям, детство, которое стоит выдумать. Как и выдумать себе новое имя, как придумать события по чудом сохранившимся нескольким фотографиям, как создать мир идеальных бойцов. «И в который раз уже я был как ребенок, который играет в прятки и не знает, чего он больше боится и больше хочет: остаться спрятанным или быть найденным». Где есть мы, где есть мир, где есть мы в этом мире, и есть ли что-то, что реально вне нашего сознания. Герой Перека делает метки, помечает пространство, доказывает себе, что он есть, но тот ли это герой. Он не может себя потерять и именно потому должен себя найти, должен уравновесить этот мир, пошатнувшийся, разметавший его семью войной и концлагерями, лишивший его человеческого и понятного детства. И в том же самом непонятном мире есть четкие структуры. Есть условно правильное, то, что просто, что загнано в рамки предельного. И каким бы оно ни было ужасным по сути, на это можно опереться. Опереться на что-то такое, где мир линеен по умолчанию, мыслительное напряжение отсутствует напрочь, законы – очевидные и естественные, народ – героический и борющийся, иерархия – четкая и понятная, модель общества – закрытая, без неожиданностей, без рефлексии, а знание, каким образом должно все развиваться, – абсолютно. «Выбора нет. Альтернативы нет. Невозможно закрыть глаза, невозможно отказаться. Не от кого ждать помощи, жалости, спасения. Нет даже надежды, что время это уладит. Есть это, есть то, что он видел; порой это будет менее страшно, чем то, что он видел, а порой – более страшно, чем то, что он видел. Но куда бы он ни обратил свой взор, он увидит это и ничего другого, и только это будет правдой». Человек с хрустом пытается втиснуть себя в рамки простого и недумательного, а потом всячески пытается оттуда вырваться. Может, эта траектория резонанса и есть действительная жизнь, жизнь между, жизнь на грани, в и вовне. И Перек, перемешивая все настолько органично, еще раз доказывает, что одно без другого представить сложно. Да его, наверное, и нет.

Культур -мультур

Лев Данилкин
Cозданная в 1970-х автобиографическая проза французского писателя-экспериментатора (1936–1982), одержимого палиндромами и анаграммами. Отец Перека погиб на фронте, мать — в концлагере, в шесть лет он остался сиротой — и придумал себе антиутопию: фантасмагорическую, расположенную на Огненной Земле «страну, где царит Спорт», место обитания «нации атлетов», для которых «Спорт и жизнь сливаются в едином, великом усилии». Кроме «Рассказа о путешествии в W» в сборник вошло эссе «Эллис-айленд» — про «остров слез»: транзитно-пропускной пункт, через который с 1880 по 1940 годы прошло около шестнадцати миллионов эмигрантов из Европы в Америку.

Афиша-Вохдух

ISBN 978-5-89059-230-9
Издательство Ивана Лимбаха, 2015

Пер. с фр., сост., послесл. и коммент. В. Кислов
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов

Переплет, 392 стр.
УДК 821.133.1
ББК 84 (4Фра) – 44*84
П 27
Формат 75×901/32 (107х177мм)
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести