Отрывок
ЧТЕНИЕ
(читая восемь литографий Цзаовуки)
Книги читать скучно. Отклоняться запрещено. Ползи по тексту. Путь проложен, другого нет.
То ли дело – картина: все открыто и разом. Влево, вправо, вглубь – куда глаза глядят.
Какой там маршрут! Их тысячи. Где остановиться? Выбирай сам. Стоит пожелать, и картина меняется в корне.
В любую минуту она перед тобой вся целиком. Вся, до конца, притом что еще ничего не понятно. Вот где надо учиться читать .
Приключение не без тонкостей, хоть и доступное всем. Картину может
читать каждый, каждый для себя что-то найдет (и всякий раз новое).
Каждый: респектабельный, великодушный, наглец; живущий собственным
умом, кичащийся кровью предков, с головой ушедший в свои пробирки; тот,
для кого любая линия – небывалый улов и для кого она – первая встречная
собачонка; кто только и мечтает уложить этого барбоса под нож, чтобы
покопаться в его рефлексах, и кто предпочтет просто поиграть с ним,
чтобы познакомиться и лучше узнать друг друга; кто во всем на свете
любуется лишь собой и кто, наконец, спит и видит прилив такой высоты,
чтобы нес в себе и живопись, и живописца, и страну, и климат, и среду,
и всю эпоху со всеми ее действующими силами, со всем в ней происходящим
– и пока еще приглушенным, и уже трезвонящим во все колокола...
Каждый, повторяю, найдет в картине свое. Даже последний пустомеля, не видящий ни малейшего различия, а оно, как ни крути,
есть – и поучительное!
Только не надо ждать слишком многого. Перед нами – просто минута. Никаких законов еще нет. Но они вот-вот появятся...
Отрывок
ЖИВОПИСЬ И ЕЕ ДОМ
Из всех книг я больше всего хотел бы написать одну: рассказ о музеях
мира. Книгу, где главное место будет отведено художественным галереям,
а самая пристрастная, самая несправедливая, самая к тому же уклончивая,
скрытная, чуть ли не просто бессловесная глава – скромным музеям
Италии. Музею в Сполето – зале ратуши с крашеными крестами и созвездием
работ школы Римини. Музею в Пистойе под самой крышей Квестуры, куда я
пришел дождливым утром, в пасмурный день. Музею Бардини во Флоренции –
за первый мой простодушный восторг, за утраченное неведение, за первые
флорентийские дни. И вам, старые дворцы и монастыри Пизы, Равенны,
Феррары, созидательному запаху вашей штукатурки. Пусть вы, как принято
говорить, всего лишь случайность, а эта живопись – воплощение абсолюта,
я оставляю за собой право любить вас одной любовью, не отделяя друг от
друга, и стоять на этом, и нести вас сегодня через моря в той тревоге
пути, которую понимает и узаконивает искусство. Да, если дорожишь
живописью, от места пребывания ее не оторвать. Нужно помнить живой свет
и подлинные залы, если хочешь по-настоящему вдуматься в солнце и мрак
живописи, скажем, в «Бичевание» Пьеро делла Франчески или в
«Осквернение гостии», ведь свет и залы Урбино – такие же участники
этого бракосочетания цельности и расчета.
Между искусством и местом его сегодняшнего пребывания в самом деле
существует глубочайшая связь. Диалог находок и вековых уроков, духовных
устремлений и предметной неопровержимости, надежды и предела – вот что
среди ставших родными камней по-прежнему хранят для нас Пьеро делла
Франческа в Борго, Веккиетта в Сиене, Тинторетто – в Скуола ди Сан
Рокко наперекор скрадывающему их времени. И все же не этот изначальный
союз манит меня сегодня, равно как и не те по заслугам прославленные
музеи, разговор о которых нынешним вечером я бы хотел отложить до
будущей книги. Сегодня, когда ко мне медленно приближаются иные берега,
где всякий музей – новый, где итальянская живопись цветет под
неоклассическим портиком, я готов признаться, что люблю (простите мне
эту причуду) находить Веронезе в Лондоне, бесконечно живого, текучего
Боттичелли – за кирпичной кладкой и дивными колоннами из выкрашенного в
белое дерева под небом Новой Англии, а Пьеро делла Франческу – в
гигантском мраморном мавзолее на границе штатов Массачусетс и Вермонт.
Я люблю более тонкие связи между искусством и местом. И дело не в жажде
необычного – вот уж совершенно бессмысленное слово! – а в памяти о
самой сути итальянской живописи с ее непосредственной и всегдашней
метафизичностью: дело в ощущении – может быть, обманчивом – ее
неуничтожимой верности себе. У итальянского искусства одна вечная
забота. Оно всегда – и всегда здесь, на земле – стремится поставить под
сомнение слишком далекий для него мир Идей. И глубже других искусств,
даже терпя крах, это трудноисполнимое желание выражает, конечно,
живопись: она раздваивается в попытках представить реальность на
плоскости, – откуда и ее законное право с легкостью вызывать,
воскрешать чувство блаженной полноты, и одновременно неодолимая
преграда, оставляющая ей лишь область внешнего, отрезая от средоточия
тех самых сокровищ, которые она только что в своей раскованности
обрела. Плоскость картины, по крайней мере в Италии, это не средство
анализа, а одна из разновидностей отсутствия. Смысл строгой перспективы
у кватрочентистов не в том, чтобы как можно точнее расположить фигуры,
а в том, чтобы всеми средствами математики подчеркнуть в этих образах
глубочайшую нехватку бытия. Иное дело – зодчество, скульптура: те слиты
с пространством и могут полнее выразить явь.
Издательство Ивана Лимбаха, 2005
Сост., пер., примеч. и предисл.:
Б. В. Дубин
Редактор: И. Г. Кравцова
Корректор Л. Комарова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Худож. оформление, макет: А. Бондаренко
Переплет, 304 стр., ил.
УДК 8.21.133+7.0 БК 84(4)+85 П82
Формат 60x841/16 (186х150 мм)
Тираж 3000 экз.
Книгу можно приобрести