267

вернуться

Барбье Патрик
Полина Виардо

 
Андрей Мирошкин
Это полная биография Полины Виардо, солидная по фактическому материалу и написанная с литературным блеском. Барбье создал документальный роман с психологическими нюансами и остроумными замечаниями, с историческим и культурным контекстом, с деталями быта и ненавязчивыми музыковедческими подробностями. С чувством такта и меры, всегда присущим серьезной исследовательской работе. Это первая биографическая книга о Виардо в России, да и на родине певицы столь подробных жизнеописаний прежде не выходило. Барбье показывает эволюцию таланта и жизненную судьбу Полины Гарсиа, в замужестве Виардо, дочери певца-испанца, перебравшегося с семьей во Францию. Семья у Полины была музыкальная, она росла под звуки оперных арий и фортепьянных аккордов. В семье царил также культ трудолюбия, все здесь зарабатывали нелегким трудом, подчас меняя специальности, переезжая туда, где легче реализовать себя. Уже в конце 1830-х Полина стала звездой парижской сцены, начала гастролировать по Европе. Муж, оставивший службу в театре и литературную работу, был ее личным импресарио. Голос Полины Виардо очаровывал меломанов во Франции и Германии, в Англии и России. Современники отмечали, что канонической красавицей ее нельзя было назвать: маленький рост, слишком смуглая кожа, непропорционально большой рот... Но все компенсировали природное изящество, артистизм и неустанная интеллектуальная деятельность. «Многие современники отдали бы все на свете, лишь бы провести несколько минут, обсуждая с ней литературу, живопись или музыку. Ее мягкость, ясность мысли, непринужденный и вместе с тем глубокий ум – оружие, не знающее промаха», – отмечает биограф.

Независимая газета

Анна Наринская
Про Полину Виардо русский читатель, в принципе, хочет знать одно — ​что же там у нее было с Тургеневым? Но книга Патрика Барбье не проливает на этот вопрос какой-то особенный свет. В принципе этот текст полезно прочитать хотя бы для того, чтобы продемонстрировать себе возможность (и неизбежность) смены фокуса. Мир не вертится вокруг нас (not everything is about you, как говорят разгневанные героини зарвавшимся героям в американских сериалах). Полина Виардо — ​не возлюбленная автора «Отцов и детей». Она была одной из главных театральных величин XIX века, культуртрегером, собеседницей и вдохновительницей великих от Берлиоза до Флобера и — ​наряду со всем этим — ​да, возлюбленной великого русского писателя. Возлюбленной или любовницей — ​этого мы не знаем. И не узнаем из книги Барбье.

Новая газета

Валерий Шубинский
Книга Барбье написана в возвышенно-риторическом галльском стиле (про людей XIX века еще можно так писать!), но без излишеств. Конечно, другой писатель написал бы иначе — острее, язвительней, разоблачительней, — но, может быть, стилю и духу героини (хоть и испанки, а не француженки по крови) соответствует именно такое описание. Пусть в конце концов любимая женщина Тургенева предстанет перед нами героиней Тургенева же (ну или Флобера), а не Диккенса или Достоевского. Перевод хороший. И, кстати, в описании русских реалий практически ни одной ошибки.

Горький

Сергей Морозов
С кончиной Тургенева для нас умирает и Полина Виардо. Поэтому открывающая книгу Патрика Барбье сцена похорон французской певицы (на дворе 1910 год) сразу настраивает на совершенно иную историю. Виардо – не придаток к Тургеневу. Тургенев – затянувшийся эпизод из ее богатой на встречи и события жизни. Не более того. Он всего лишь один из многих, кто был пленен ее умом, ее талантами.

Росбалт Авангард

Яна Ларина
Для отечественного читателя Полина Виардо остается скорее «любимой женщиной писателя Тургенева», чем самоценной и влиятельной фигурой европейской культуры XIX века. Это представление существенно дополняет новая биография певицы пера известного музыковеда и историка музыкиПатрика Барбье. Музыка была главным занятием и образом жизни, неотделимой частью биографии Полины Виардо. Она выросла за кулисами и фортепианной клавиатурой, училась у Листа, способствовала карьере Сен-Санса и Гуно, преподавала и сама сочиняла музыку, благодаря ей европейская публика заново открыла почти забытых или вовсе неизвестных в первой половине XIX века Перголези, Вивальди (!), Глюка и Люлли. Поэтому вполне естественно, что Барбье подробно рассказывает о развитии музыки, обстоятельствах создания и постановки опер, в которых пела Виардо, особенностях их исполнения и трактовки, ее многочисленных гастролях и триумфальных выступлениях по всей Европе. Хотя многие подробности будут интересны скорее подготовленным ценителям музыки.

Год литературы

ISBN 978-5-89059-292-7

Издательство Ивана Лимбаха, 2017

Перевод с фр. Н. Кисловой

Редактор: И. Г. Кравцова
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов

Обложка, 480 с.
УДК 782.1(450)
ББК 85.335.41
Б 24
Формат 84×1081/32 (200х124 мм)
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести