- «Прочтение»
«Среди киноделов найдется предостаточно тех, кто вдруг садился за писательский стол, чтобы потом выпустить мемуары или подборку рассказов. Но режиссеров-романистов совсем мало. Паоло Соррентино, Дэвид Кроненберг, Квентин Тарантино — литературные дебютанты последних лет. Недавнее пополнение в этой команде — Вернер Херцог, чья проза, по мнению зарубежных обозревателей, заряжена узнаваемым режиссерским видением, совмещает документальность и галлюцинаторную поэтичность. «Сумерки мира» отсылают к реальной биографии одного японского солдата: Хироо Онода безропотно охранял филиппинский остров и продолжал сопротивление еще двадцать девять лет после Второй мировой войны, не признавая ее окончание».
- «Фальтер»
«Фильм Херцога, но в книжном формате. Документальная история о японце на Филиппинах, которого оставили с другими солдатами удерживать остров. Он тридцать лет ждал императорской армии и продолжал вести войну, которая давно закончилась».
«Фальтер», «28 важных книг ярмарки non/fiction. Быстрый путеводитель с емкими описаниями»
- Екатерина Петрова, «Реальное время»
«Хотя Вернер Херцог не делает Хиро Оноду ни трагическим, ни комическим персонажем, в этом глубоко амбивалентном герое открывается большой урок и для жаждущих чего-то в настоящее время. Безнадежность, если она должна что-то значить, должна быть испытана. Бежать от мира может каждый, и терпеть избранное или назначенное одиночество — это не достижение, не судьба и не спасение. Это даже немного банально».
Екатерина Петрова, «Реальное время», «Невероятная история японского солдата»
- Екатерина Писарева, «Сноб»
«Вернер Херцог — уважаемый немецкий кинорежиссер, чьи картины «Фицкарральдо», «Агирре, гнев божий» и «Носферату: Призрак ночи» стали классикой. «Сумерки мира» — это художественный роман режиссера, очень кинематографичный и по-херцогски необычный. В центре истории — Хироо Онода, реально существовавший японский офицер, который почти 30 лет вел партизанскую войну против филиппинских властей и американских военных на острове Лубанг в Южно-Китайском море. Он не верил в поражение Японии и сдался только в 1974 году, спустя три десятилетия после японской капитуляции.
В предисловии к роману автор рассказывает, как занимала его фигура Оноды, как он мечтал с ним встретиться — намного больше, чем с японским императором. В «Сумерках мира» Херцог воспроизводит годы противостояния, ставшего для Хироо Оноды единственным смыслом жизни и делом чести».
Екатерина Писарева, «Сноб», «7 интересных художественных новинок весенней ярмарки non/fiction»
- Игорь Гулин, «Коммерсантъ Weekend»
«Вышедший в оригинале два года назад первый роман знаменитого немецкого режиссера — вольное изложение истории Хироо Оноды, японского офицера, отказавшегося поверить, что Вторая мировая война закончилась, и на протяжении 30 лет — вплоть до 1974 года — державшего со своим крохотным отрядом оборону на филлипинском острове Лубанг. Вернер Херцог написал свою книгу после знакомства и долгих разговоров с самим Онодой в 1997 году, однако на классическую биографию или репортаж она мало похожа. Это экспрессивная, лаконично-яростная проза, в которой реальность мешается с фантазией. Сам Онода — типично херцоговский персонаж вроде Агирре или Фицкарральдо — гордый и жестокий одиночка, величественно-нелепый безумец-визионер. «Сумерки мира» легко можно представить наброском сценария для следующего фильма Херцога».
Игорь Гулин, «Коммерсантъ Weekend», «10 книг, которые надо купить на non/fiction»
- Максим Мамлыга, «Правила жизни»
«Писать о книгах Херцога очень трудно — они кажутся органическим продолжением его фильмов, а после прочтения фильмы кажутся отражением его книг. Например, читая «Сумерки мира», думаешь, что она написана именно потому, что документальный фильм по ней снять просто невозможно. Сюжет взят из реальной жизни: речь идет о том самом японце, который во время оккупации Филиппин был оставлен защищать остров с другими солдатами, но вскоре остался один — и тридцать лет ждал возвращения императорской армии, защищая остров от врага, которого не было. Херцог пытается воспроизвести его жизнь на острове, где граница между реальностью и безумием полностью стирается».
- Эдуард Лукоянов, «Горький»
«Через многослойную историю Хироо Оноды, изложенную в «Сумерках мира», мы прежде всего читаем и перечитываем историю XX века. (...)
Но самый главный, мучительный, тревожный вопрос остается фигурой умолчания. А сформулировать его можно следующим образом: если после 1945 года многочисленные войны продолжаются, то кто в действительности безумен — офицер Онода, партизанящий в джунглях, или мы, называющие войну миром? У Вернера Херцога, как водится, нет однозначного ответа на этот вопрос, есть только очевидное сожаление о том, что его вообще необходимо задавать. (...)
...Во всем, к чему прикасаются рука и мысль Вернера Херцога, есть вход туда, куда шагать страшно, бессмысленно и — необходимо».
Издательство Ивана Лимбаха, 2023
Пер. с нем. Егора Зайцева
Редактор Т. В. Гольдберг
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки Н. А. Теплов
Обложка, 168 с.
УДК 821.112.2-31 «20» = 161.1 = 03 = 112.2
ББК 83.3(4Гем)-44
Х 39
Формат 70×901/32
Тираж 2000 экз.
16+