Отрывок
Матово-черный час. Мне надо бежать, по безлюдным лестницам
доходного дома и через эту дверь с тамбуром. Через этот тамбур дом, где снимают комнатки стипендиаты,
стыдливо выпускает меня на улицу. Прочь через эту дыру в стене. Мусорные баки, паркующиеся машины,
фонарь, в котором загорается зеркало улицы. Через дыру в стене – на улицу, а там войти в ночную роль.
Теплая мерцающая ночь, ковер асфальта, стены, затаившие дыхание в тени, и зеленые, заманчиво зеленые
деревья где-то вверху.
Пружинистый топот доносится из ночных клубов. Впереди – киоск ночным факелом. Под деревьями – проститутки
на посту: ночные бабочки. Иногда какая-нибудь одна вырывается из тяжело присевшей тьмы и делает несколько
шагов. Явление женщины, сбрасывающей с плеч тяжелый плащ ночи, отсвет на упругом сатине, вспышка губ,
глаза, красный глазок сигареты. Одно движение, и переливчатый шелк ввинчивается назад, в темноту дерева.
Ты ступаешь на темную опушку улицы, надо все рассмотреть, ты отправляешься на поиски. Двоятся огоньки
шелка у ствола, колдовская волна света струится по волосам, мелькнула рука, она швыряет сигарету, на
земле – искры. Стволы деревьев, женщина среди деревьев, стоят женщины, ждут. И ты кружишь по этому лесу,
ты ищешь. Вступаешь в заколдованный круг. Голос. Добрый вечер.
И тогда вы видите, как двое выходят на свет из тьмы. Идут рядышком. И на мгновение, в последний раз,
показались они в свете зажженной спички, которую он протягивает ей, давая прикурить, там, в салоне
такси. Двое пассажиров, и всё, такси уводит их с глаз долой.
У себя в комнате, поздним вечером, он ищет спасения в словах, он монотонно произносит: «Дождь безостановочно
спускает воду. Он сыплет монетками. Копыта откупоривают землю. Болотные цветы держатся на тонких стебельках
булькающего звука». Слышится бормотание: Дождь спускает воду, копыта откупоривают... Бледные гимнасты
взбираются по шведской стенке ночи. Никакие одежды не подходят, никакие роли не спасают. На улице ты
обречен.
За дверью в тамбуре притаились две золотые птички. Чешуйчатые перышки сияют золотой медью. Живые или
нет? Золотые канарейки в клетке тамбура.
Ящерицы и слоны размером с собаку шествуют через комнату, кожа у всех у них морщинистая, их поток нескончаем.
Он хочет схватить слона. Тот отталкивает его бивнем. Он пытается ухватиться за бивень или за хобот,
разорвать пасть этому животному. Он тащит его к окну, он хочет избавиться от него. Боже, все лезут к
нему, все норовят лишить уюта его жилище.
В собственном старом ботинке он обнаруживает мясистую ступню. Это что же, его нога? Но ему совсем не
больно. Да и нога у него цела. Чья же это тогда кроваво-голая студенистая ступня у него в ботинке?
На другой день вы можете слышать его стенания: «О, первый тираж моих чувств уже весь распродан!»
Отныне они скользят сквозь его душу, отзываясь пронзительными, фальшивыми звуками. Только она одна ему
теперь и остается, эта бешеная гамма. Такой вот ксилофон у него теперь внутри. С ним ему и придется
теперь смириться, музыканту несчастному. Часто прямо перед его глазами в воздухе подрагивает от боли
какая-то завеса, или неудержимый смех катится вдоль стены какого-то дома. Но слишком поздно. По ним
уже проехался омнибус.
И боль запоздала, и смех; слишком поздно.
Когда он идет по улицам, они подсовывают ему тысячу всяких вещей. Они лезут из щелей в каменных стенах.
А он взамен сует в эти щели свой смех и свои слезы. Ведь он носит их с собой, запихнув глубоко в грудь,
там, в особом отделении, они и хранятся: смех, в любой момент готовый раскатиться вовсю, и боль, готовая
излиться – в двух разных емкостях: как перец и соль – «Сдобрите, пожалуйста, перчиком мои пустынные
коридоры». И он обильно посыпает скатерти и столы, вносит свою непрошеную лепту. Когда он выходит на
порог, резвые скакуны уже наготове. Он знает: непозволительно вскакивать сейчас в седло. И все же один
из скакунов отзывается на имя Соль-с-Перцем.
Он любит ситуации, когда все просто. Как в подземном переходе через улицу, где люди чинно, колоннами
идут все в одну сторону. Любит рубчатый пол этих подземных коридоров, задор и какую-то внутреннюю чистоту
этих катакомб, которая бесконечно повторяет в сиянии витрин себя самое, отражая, как уже говорилось,
чинно идущие, легко обозримые отряды людей перед тем, как они вновь выйдут наверх, к свету. Хорошо
и то, что этот переход можно перекрыть. После полуночи опускается решетка, и рабочие моют полы в переходах.
Еще он любит вот что: крутить диск телефонного аппарата. Глядя на неприступную каменную кладку, крутить
диск: набирать, выбирать.
Да, я был в городе, и эти зрительные площадки, эти площади захватывали меня. Они опускались, хлопая
крыльями, овевая меня, обрызгивали меня своими эссенциями, наполняли меня своими тенями, изливали на
меня бормотание, смех, отзвуки – и тишину тоже, они набрасывали на меня свои лассо, обвивались вокруг
меня и вели меня, связанного, увлекая все дальше, в новые ловушки. Вводили меня в свою дневную жизнь,
потом в ночную, в укромные уголки, уголки своего смирения. Как они опья-няли. Поили вином безумия,
впрыскивали наркотик. Они наполняли меня, заполняли всю голову целиком. И вот я шел по ним, и не мог,
не мог больше этого вынести, потому что все это не умещалось у меня в голове. Шел, полнясь этим, но
пустой. И пустым уходил. Там, в самой гуще, и все равно пустой, потому что не мог ничего понять. Я шел
под дождем, среди потопа, томясь жаждой по одной-единственной капле.
Отрывок
Бальбек, когда он вдруг появляется, а голова у него
еще забита работой, напряженной работой, где всегда полно неудач... когда он поднимается по лестнице,
да нет, еще находясь там, внизу, на улице, когда он оглашает воздух громкими призывными криками, а
поднявшись, материализуется, представая во всей красе, в добротном приличном костюме, в который он облачается
только в угоду своим приятелям, а не ради себя самого, и я вижу его рубленое лицо бойца под черными
космами, лицо, полное усталости: тогда вечер наступает совершенно незаметно, миг – и уже ночь. Прошло
много часов напряженного разговора, точнее, его агитационной речи, обращенной ко мне, и гудит голова,
и уже не до грубостей, и всякая радость общения уже выхолощена, зато на горизонте нерушимо высятся
теперь зубцы суровых гор, многоголосое эхо отзывается во мне гневными выводами, и я ничего не могу с
этим поделать. Просто стою и все, взнузданный, оседланный, с мрачным взором.
А если он является к вечеру, то тогда молниеносно наступает следующее утро. Столы опустели, у городских
улиц потрепанный вид. Я провожаю его немного, пока он не найдет такси и не заползет в него в изнеможении.
Город еще весь состоит из костей, острых рыбьих костей, просто остов, а не место, где можно жить. Потом
снова медленно наступает жаркая, ленивая ночь, окутывает меня, и мне теперь уже все равно, я радуюсь
жарко-влажным простыням ночи. Он же, бедняга, никогда не заползает ни в какие коконы.
При этом он, особенно за работой, может вдруг превратиться в задорного весельчака. И тогда я в тысячу
раз яснее вижу то, что он ищет. Да, в этих его фигурах есть что-то откровенно неинтересное. Нет никаких
издевательских деталей, не закинуто никаких подводных сетей; не нужно никаких щупов и никаких счетных
машин. Эти фигуры, среди которых нет ни одной законченной, претендуют на то, чтобы стоять просто так,
быть такими, какие они есть. Спокойно стоять в своей абсолютно непривлекательной наготе. Они стоят
непринужденно, открытые любому удару, выставляя напоказ свою природу.
Но потом Бальбек покидает мир своей мастер-ской; ни о чем не подозревая, выбирается он наружу и сталкивается
с вяло текущей жизнью. Поначалу он хмурится, но сохраняет доброжелательность, однако затем в нем внезапно
вспыхивает недовольство – собой, всеми, и оно начинает пожирать его. Знаменитое вмешательство Бальбека
в чужие дела. Он говорит им правду, которую никто не любит слушать. Но те, кого он после этого покидает,
потом клевещут на него. Они и останутся навсегда непримиримыми твоими противниками, дорогой мой. Никто
не станет меняться и делать то, что говорит Бальбек.
Бальбек не застыл, Бальбек жиром не заплыл. Бальбек цел и невредим, проворен и активен. Он может в любой
момент сорваться с места, отправиться в путь; и солнце, яркое солнце будет, как всегда, светить и обжигать,
и тогда ощутишь каждую жилочку и каждую косточку своего тела, и тогда ты будешь свободен в своем последнем
бою, и сохранится ясный взор, и мысли твои никто не поработит – если уж на то пошло. Это было бы великолепно.
Но у жизни в запасе, к сожалению, не так много сражений, которые стоят того. Мало сражений предназначила
она для Бальбека, в основном одно только ленивое мирное время, а это – ничто для такого человека, как
Бальбек. Потому что он борец, а не миролюбивый друг. В мирной жизни все ему кажется враждебным. Но вся
агитация его напрасна. Она лишь плодит людей, которые оскорбленно отворачиваются от него. Сейчас мир,
Бальбек. Все и вся радуются тому, что этот великий праздник длится.
«Эх, я хотел бы научиться жить так, словно времени нет вообще. Не заботясь о проблемах, которые нам
навязывают, запутав нас окончательно. Не заботясь о том, какую дань и кому ты должен отдать, не заботясь
о славе. Не хочу еще при жизни затевать возню, борясь за местечко в истории, не хочу готовить материал
для своей собственной биографии. Хочу чувствовать себя свободным ото всего этого. Иногда мне приходит
в голову, что я создан лишь для того, чтобы рассеять панику, чтобы уничтожить общепринятое представление
о Боге. Чтобы встряхнуть всех. Я хочу умереть, не испытав страха. Жить так, словно времени нет вообще,
ни нашего, никакого».
«Вам просто надо уехать отсюда, – говорит он, – оставьте эту богадельню, поезжайте в Россию, поезжайте
за океан, куда-нибудь в дальние края, в такую страну, где есть чем заняться, займитесь этими делами,
а потом напишите об этом».
Я понимаю Вас, Бальбек.
По вечерам всякий раз торопишься выйти на балкончик, подальше от разговоров, от распорядка дня, от тесноты.
Дома поселка, река, за нею лесок и широкая улица, она же и въездная и выездная дорога; дальше – железнодорожная
линия, позади нее – холмы. Плесень травы на холмах, листва, этот ветер, теребящий домишки, по дальнему
шоссе катятся огни; машины несут их впереди, прямо перед собой, как световую защиту, как осветительный
плуг; огни хорошо видны сквозь прутья балкона. Осколки шоссе среди зимнего или весеннего ландшафта,
в который потихоньку вгрызаются ломти города, грубая и влажная земля, проткнутая когтистым кустарником.
Дальше – железная дорога, которая заявляет о себе хриплыми вздохами гудков. Все катится, катятся железные
двери, железные бока, тра-та-та-та – громыхают на стыках железные колеса. А вот безбилетник, «заяц»
– едет в товарняке; как он смотрит оттуда. Осененный стуком колес, открывается перед ним вид на реку,
на поселок, ему видна вся обезображенная железом зимняя страна, – я знаю об этом, стоя на балкончике,
на хорах, на эстраде моей личной жизни, куда я отступил от распорядка дня, я вот я смотрю на себя самого
глазами этого человека и вижу мужчину на балконе, он курит сигарету, укрывшись в темноте стены, вбирая
в себя ночной ландшафт, я вижу горящую точку сигареты, из поезда, из дребезжащего железом тамбура. Пустяк,
и смотреть здесь нечего. Таких вот мужчин на балконах на бесконечном пути следования поезда сколько
угодно.
Издательство Ивана Лимбаха, 2004
Пер. с нем.: И.С. Алексеева
Редактор К.Ю. Тверьянович
Корректор Л.Н. Комарова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Серийн. оформл., макет: Н.А. Теплов
Переплет, 232 стр.
УДК 821.112.2 ББК 84(4Шва) Н61
Формат 70x901/32 (172х110 мм)
Тираж 2000 экз.
Книгу можно приобрести