Отрывок
Желание
зафиксировать в литературной инсценировке последний момент жизни –
напрасный труд. Мы всегда упускали и пропускали мимо себя решающий
момент, недостижимый для изображения, доступный разве что в форме
futurum exactum. Только что человек был здесь, и вот его больше нет, и
вот он перед нами во всем своем отсутствии, как никогда прежде. Смерть
– это резец вечности. Призрачность сворачивающейся в кривую последней
черты – не укорачивающей линию жизни, идущей не поперек ее, а
совпадающей с нею, – не позволяет увидеть, что лента фильма оборвалась,
будущее сошло на нет и до последней капли перетекло в прошлое, словно
жизнь как целое можно воссоздать только из перспективы ее завершения:
смысл жизни предстает как проблема изображения смерти. Стало быть,
необычайно трудно подвести итоговую черту. Только вот что под чертой и
кто оплатит по счетам за тех, кого уже нет?
Леопольд Блум, герой романа Джойса «Улисс», читающий в газете
объявления о смерти, воспринимает имена усопших как «inked characters»,
видит в еще хватающихся за жизнь «знаках» мертвые буквы, ex-tinct,
«очень быстро выцветающие на захватанной пальцами, расползающейся
бумаге». Превращение жизни в текст предстает как умерщвление и как
новое ее подтверждение. Поэтому писать себя и делать себя читаемым
означает не увидеть двойника и умереть, но – увидеть, как умирает
двойник, и пережить его. «Говорят прочесть собственный некролог будешь
жить дольше, – думает Блум. – Дает второе дыхание. Новый контракт на
жизнь». Вероятно, смерть как последнее препятствие для творческого
вымысла и одновременно как возможность его реализации является выдумкой
людей, без которой мы бы не ведали, что такое жизнь. Смерть таится
между буквами, словами и фразами в бездонных белых прогалинах, которые
в прыжке преодолевает наше письмо, преодолевает наше чтение, постоянно
рискуя сверзиться вниз. Словно в сказке, творения этого вымысла живут
между белым и черным, балансируя на грани бытия и небытия. И если они
не умерли, то живы и по сей день.
Отрывок
В любой музыке, и не только в той, которая напрямую посвящена смерти,
слышно ее присутствие и участие, слышно постоянно, в биении пульса
музыкального организма, во всем процессе, и не только в сaмом его
конце, словно бы он приходит откуда-то извне, совсем не так, как в
устройстве с выключателем, предусматривающем замыкание и прерывание
единой электрической цепи. Музыка во всем своем течении, лишенном
образов, во всем придании формы задержанному исчезновению предстает как
прерывание подобного прерывания, как пульсирующее взаимодействие между
началом и концом, между звуком и звуком. На пропусках, на пустоте
интервалов основывается разнообразная, динамическая, открытая система,
каковой и является музыка, из этой пустоты она черпает всю свою
полноту, в ней музыкальное изложение черпает движущую силу для своего
движения, для своих коридоров и переходов от старого к новому, в
которых старое, если оно воплощается в обратном действии в убийственной
точности, как тривиальный случай совпадения идеального и реального, как
завершение некоего ожидания, стареет и умирает так же, как и новое,
если новое, беря начало в старом, не обновляет себя, не становится
основанием для нового мостика, перекинутого над промежуточным
пространством и ведущего из ниоткуда как некое несуществующее Ничто:
пространство звука, неизменная точка протекающего настоящего, место,
где сходятся «прежде» и «потом», место, достаточное для субъекта
слушания, чтобы, если он вдруг истаивает, проскользнуть сквозь него.
Сквозь створки дышит музыка, как живое существо, умирающее и
обновляющееся в индивидуальном начале его воплощения в форме,
растворяющееся, застывая, и наоборот, движущееся вперед, назад, нанося
слой и снимая его, внутрь и наружу. Это древняя история, связанная с
единым, сущим во всем, которую рассказал еще Гераклит: «Огонь питается
смертью земли, а воздух – смертью огня; вода питается смертью воздуха,
а земля – смертью воды». В книге о Рембрандте Георг Зиммель мифу о
парках, определяющих человеческую смерть, которая предстает как некая
трупно-бледная абстракция, противопоставил следующую мысль: «Мы вовсе
не „живем под знаком смерти“; такая ситуация может возникнуть только
там, где функциональный и имманентный элемент смерти возводится в нечто
субстанциальное и в некий особый самостоятельный образ, – наша же жизнь
с самого начала и весь феномен жизни в целом были бы совершенно иными,
если бы они не были пронизаны тем, что мы, по его определению, называем
смертью».
Каждый раз, когда звонит колокол,
кажется, что нам подают знак: то, что важно, прозвучит неисчислимо
запоздало лишь в отзвуке того звука, которым дает знать о себе
следующий умирающий, звука, только и делающего предпоследнего в цепочке
смерти таковым и доступным подсчету, в то время как последнего это
определенно не касается. Капельки, которые накапливают свою тяжесть до
тех пор, пока нить не оборвется, округляются в свободном падении и
меняют свою форму под силой притяжения в течение одного короткого
мгновения жизни. Оно давно миновало. Прежде донесся звук,
свидетельствующий о том, что мгновение уже прошло.
Бьет полночь; исход уже начался, и напоследок не наступает через
последнего, а – у всего, что живо, потому что оно изображает себя, –
возникает возможность начать снова.
Издательство Ивана Лимбаха, 2005
Пер. с нем.:А. В. Белобратов
Редактор К. Ю. Тверьянович
Художник А. А. Веселов
Корректор Л. Н. Комарова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Оформление, макет: А. А. Веселов
Обложка, 424 стр., илл.
УДК 7.01=03 ББК 87.8 Х22
Формат 84x1081/32 (200х125 мм)
Тираж 2000 экз.
Книгу можно приобрести